Home История вирусов и болезней На стене древних египетских храмов

На стене древних египетских храмов

На стене одного из древних египетских храмов высечена надпись: «Сотис великая блистает на небе, и Нил выходит из истоков его». Основываясь на движении Солнца и Сириуса, египтяне еще за 3000 лет до н. э. создали свой календарь, состоящий из 365 дней в году, и определили разницу между календарным и солнечным годом. Новый год в Древнем Египте тоже связывался с разливом Нила и праздновался 20 июня. В настоящее время праздник Нила («Вафаа-ель-Нил») египетским народом отмечается ежегодно не 20 июня, как прежде, а 22 августа.

Так как разлив Нила и плодородие Египта зависели от появления Сириуса, то эта звезда считалась звездой богини плодородия Хатор (у греков — Изида), и египтяне верили, что душа Изиды пребывает на Сириусе.

В хозяйстве Древнего Египта животноводство имело огромное значение. Поэтому у египтян очень сильно был развит культ животных. Они поклонялись быку Апису и считали священными крокодилов, ястребов, ибисов, собак и других животных.

Наименование таких звезд, как Телец, Дракон, Орион, Вероника, Сириус и других,— наследие глубокой старины, когда религиозная фантазия народов населяла небо мифическими существами и зверями. В частности, Сириус тоже изображался ими в виде бога-человека с песьей головой. А почему? Ведь он был звездой плодородия и обиталищем души богини Изиды. Дело объясняется тем, что Сириус имел у древних египтян и другой смысл. Сего появлением, со стоянием этой звезды на небосводе, т. е. с наступлением лета, они связывали возникновение массового бешенства у волков и шакалов. Через укусы диких животных бешенство передавалось собакам, а от них — людям и было весьма распространено по всей стране.

Но не только древние египтяне — все человечество на протяжении тысячелетий весьма сильно страдало от этой страшной болезни. Упоминание о бешенстве мы находим в «Илиаде» Гомера, в трудах Аристотеля, Авиценны и других древних ученых. Из домашних животных бешенством заболевали также крупный рогатый скот, лошади, овцы, свиньи, кошки и иные животные. Мер борьбы с этой болезнью не существовало, а возбудитель ее был неизвестен.

В I веке н. э. римский ученый Цельсий предложил выжигать укушенные места каленым железом. Это довольно болезненное мероприятие спасало человека только в том случае, если рана была небольшая, поверхностная, а прижигание производилось немедленно после укуса, пока яд бешенства не успел попасть в кровяное русло и нервную систему. Другие лекари рекомендовали от бешенства самые разнообразные средства.

Так, например, Плиний Старший (23—79 гг. н. э.) советовал есть печень бешеного животного, Гален (131—201 гг. н. э.) — глаза улиток и т. п. В средние века священнослужители Франции и Бельгии направляли укушенных бешеными собаками к могиле святого Юбера. Разумеется, что все эти «рекомендации» не приносили никакой пользы. Поскольку бешеных людей считали опасными для окружающих, в средние века в Европе укоренился варварский обычай, сохранившийся дольше всего во Франции, когда заболевших бешенством людей либо обескровливали, перерезывая у них вены, либо удавливали. Этот обычай был отменен лишь декретом Наполеона. На протяжении веков рядом правительств и научных обществ неоднократно предлагались огромные премии за открытие средства против бешенства. Но все напрасно. Ни одно из предложенных! средств не оказывало действия, роковой конец наступал неизбежно, и люди погибали.

Так продолжалось до 1885 года, когда великий французский ученый Луи Пастер впервые предложил весьма радикальное средство против бешенства — антирабическую вакцину («рабиес» означает в переводе на русский бешенство). Пастер и его сотрудники, среди которых был и наш соотечественник профессор Н. Ф. Гамалея, первыми установили, что возбудитель бешенства передается слюной и, попадая вместе с ней при укусе в нервы, а отсюда в мозг, вызывает острое и всегда смертельное его заболевание.

Однако даже сам Пастер, спасший человечество от страшной болезни, не знал ее возбудителя. Природа последнего была изучена лишь в 1936 году.