Home История вирусов и болезней Способность электронного микроскопа

Способность электронного микроскопа

В предыдущей главе мы рассматривали частицы вирусов как бы «издали», т. е. на уровне электроноскопической техники до 1959 года со сравнительно малой еще разрешающей способностью микроскопа. В 1960 году ученые не только увеличили разрешающую способность электронного микроскопа с 12 до 6 и даже 2 А, но и усовершенствовали всю технику приготовления препаратов вирусов для наблюдения и фотографирования их в электронном микроскопе.

Применявшиеся ранее препараты вирусов, получаемые с помощью косого напыления атомами металлов, не могли отразить тонкую структуру вирусов, поэтому тончайшая структура их частиц не была еще отчетливо видна. Чтобы сделать вирусные частицы менее «прозрачными» для электронных лучей, а их изображение более рельефным и контрастным, были предложены различные методы. Первый, наиболее простой и уже описанный нами способ, заключается в подтенении вирусных частиц путем напыления их атомами тяжелых металлов. Последние, оседая тончайшим слоем на частицах вирусов, препятствовали прохождению через них электронов, однако те свободно проходили через тень, отбрасываемую напыленными частицами. Этот способ, как вы имели возможность убедиться, позволял уже различать выпуклые и рельефные формы вирусных частиц. Но отдельные детали их строения, вся тончайшая и своеобразная их «архитектура» были еще недоступны нашему глазу. Затем был разработан более совершенный метод приготовления вирусных препаратов, получивший название негативного окрашивания, или негативного контрастирования. В данном случае вирусные частицы окрашивают веществами, не нарушающими их тонкой структуры, но непроницаемыми для электронов. Наиболее подходящими для этой цели реактивами оказались фосфорновольфрамовокислый калий и соли урана. Преимущество этого метода заключается в том, что «краситель» проникает буквально во все, если можно так выразиться, «поры» вируса, вследствие чего все мельчайшие детали его поверхностного строения выступают очень контрастно и рельефно. Покрашенные таким образом вирусы не теряют даже биологической активности; это уже не те сухие «трупики» вирусов, которые рассматривали в электронном микроскопе раньше. И вот тогда-то, с применением новой техники, перед нашим взором раскрылся невидимый доселе мир симметрии малых форм, результат художественного творчества Природы.

Войдем же и мы с вами в этот чудесный мир разнообразных, порой причудливых форм, ласкающий наш глаз своим совершенством, поражающий нас своей целесообразностью и доставляющий нам истинное эстетическое наслаждение — в мир архитектуры вирусов.